Полнопоточный фильтрИсточник: журнал "За рулем", 3-1975

Почему одни сорта масел быстрее чернеют в двигателе, чем другие? Опасно это или так и должно быть?
Насколько хороши новые масла, появившиеся в последние годы и предназначенные для «москвичей—412» и «жигулей», для применения на вашем стареньком «четыреста седьмом» или «Волге» ГАЗ—21?
Нужно ли, и если нужно, то как именно лучше очищать моторное масло в двигателе от примесей?
Следует ли (и как это делать) что-либо изменять в системе смазки при замене известных многие годы автолов и СУ, смесей на основе МС и МК новыми маслами с комплексными присадками?
Судя по почте «Клуба», эта тема волнует многих читателей. Вопросы, предложения, споры... Одно из таких предложений мы и хотим сегодня рассмотреть на заседании «Клуба «Автолюбитель».
Прислал его алмаатинец Анатолий Петрович КАЛМЫКОВ, кандидат технических наук, автолюбитель. Он разработал конструкцию, которая позволяет на двигателе «Волги» ГАЗ—21 перейти к полнопоточной системе фильтрации масла с одним фильтром, имеющим сменный бумажный элемент, такой, как на «Москвиче—412».
Практика двух с лишним лет эксплуатации, десятки тысяч километров пробега, серьезный научный подход к вопросу .— все это подтвердило целесообразность реконструкции. Лишь после такой проверки прислал в редакцию А. Калмыков свою разработку.

В чем причины износа двигателя? Одна из главных — абразивные частицы, разрушающие пары трения. Они прорываются извне через воздушный фильтр и карбюратор, но в основном — образуются «внутри» двигателя — это частицы нагара, металлическая пыль, асфальто-смолистые частицы — продукты износа трущихся деталей, неполного сгорания топлива и разложения масла. Сегодня мы будем говорить о борьбе именно с «внутренним врагом» — о фильтрации моторного масла и вылавливании из него вредных примесей.

Немного истории. Развитие моторостроения тесно связано с производством соответствующих моторных масел. Так, в 50-е годы «автол» и СУ предопределили в конструкциях автомобильных моторов тех лет двухступенчатую систему с фильтрами грубой и тонкой очистки. Причем первый, через который проходило все масло, задерживал частицы размером более 120 микрон, а второй, через который шла лишь часть его, — более мелкие.
Дело в том, что масла тех лет не обладали диспергирующими (то есть разделяющими) свойствами, и продукты загрязнения их слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, которые быстро забивали основной фильтр — грубой очистки (если помните, его нужно было ежедневно проворачивать вручную, счищая с пластин грязь). Второй фильтр — тонкой очистки — работал параллельно с основным и очищал лишь часть масла, находящегося в обороте.
Количество примесей после заливки свежей смазки постепенно нарастало до определенного уровня, при котором возникала необходимость новой замены. Заводы рекомендовали владельцам старых «москвичей» и «волг» периодичность смены масла в двигателях через 2—3 тысячи километров, что как раз и соответствовало накоплению в масле примерно 1,5 процента вредных частиц. Тогда же и нужно было установить «свежий» элемент фильтра тонкой очистки вместо прежнего, полностью забитого отложениями грязи, и выпустить отстой из фильтра грубой очистки.

В 60-е годы появилось новое масло АС-8 с улучшенными физико-химическими характеристиками и комплексной присадкой ВНИИНП-360. Загрязняющие его абразивные частицы уже не слипаются и не выпадают в осадок. Это обстоятельство существенно облегчает процесс очистки: ведь система масло-грязь более однородна, и можно равномерно профильтровать всю смазку, поступающую в двигатель.

А как «работает» такое масло или, например, современное М10Г в «волговском» двигателе ЗМЗ—21?
В фильтре грубой очистки грязь совсем не задерживается, так как ее частицы для этого малы. Зато в фильтре тонкой очистки она очень быстро забивает поры картонного элемента и блокирует фильтр — очистка масла резко ухудшается. При старых маслах тина СУ крупные частицы задерживались, как вы помните, фильтром грубой очистки и на поверхности картонного цилиндра фильтра тонкой очистки, не проникая в его поры. И при неизменной системе очистки замена масла, хотя само оно намного лучше, требуется столь _ же часто, как и раньше. Словом, преимущества современных моторных масел при старой двухступенчатой системе очистки сводятся на нет.
Как быть? Перейти на полнопоточную фильтрацию масла по типу «Москвича—412» или «Жигулей». На своей «Волге» ГАЗ—21 я заменил фильтр грубой очистки фильтром «Москвича» и полностью исключил прежний фильтр тонкой очистки.

Наиболее подходящее место для нового узла — то, где раньше стоял фильтр грубой очистки, так как там находятся выводы масляных магистралей, идущих от насоса в систему. Единственная дополнительная, правда довольно сложная по конфигурации, деталь, которую придется изготовить, — это крышка корпуса фильтра (рис. 1). Ее можно сделать фрезеровкой из куска стали 20 (как у меня) или из другого материала, например дюралюминия Д16.

рис.1
Рис.1 Крышка корпуса фильтра: I - канал подвода масла; II - канал отвода масла

Тщательно выполните требование чертежа, выдержите все размеры. Остальные детали — части стандартного фильтра «Москвича—412» (412-1017128-02) – соединяются с крышкой болтом 8 (рис. 2).

рис.2

Рис. 2. Полнопоточный масляный фильтр для двигателя ГАЗ—21: 1 - крышка корпуса: 2 - отводная трубка фильтра; 3, 5 и 9 - уплотнительные резиновые кольца; 4 и 10 - опорные шайбы; 6 - фильтрующий элемент; 7 - корпус фильтра; 8 - стяжной болт; 11 - поджимная пружина; 12 - уплотнительная шайба; 13 - пробка; 14 - перепускной клапан.

Это корпус 7, опирающийся на крышку 1 и притянутый к ней болтом 8. Внутри корпуса находятся сменный фильтрующий элемент 6, опорные шайбы 4 и 10, поджимная пружина 11. Уплотняют соединения резиновые кольца 3, 5 и 9. В крышке размещен стандартный перепускной клапан 14.
Фильтр крепится к блоку двигателя на двух шпильках М10Х44 с шайбами и гайками. Шпильки вворачивают в отверстия для болтов, которыми раньше был привернут фильтр грубой очистки. Уплотнение обеспечивается паронитовой прокладкой толщиной 0,8—1,0 мм. Расположен фильтр так, что его корпус обращен вниз и параллелен приемной трубе глушителя.

При новой системе смена масла требуется через 3,5—4 тысячи (АС-8) или 6—6,5 тысячи (М-6з/10Г и М10ГИ) километров. Естественно, что при эксплуатации автомобиля на пыльных грунтовых дорогах эти сроки нужно сократить. Удобнее заменять бумажный элемент фильтра, сняв корпус с крышкой с двигателя. Можно и не отсоединять крышку от блока; но тогда нужна осмотровая канава или эстакада, чтобы подойти к фильтру снизу.
Бумажный фильтр надежно задерживает мелкие и средние абразивные частицы — он рассчитан именно на новые масла, — и качество очистки существенно улучшается.
Дополнительный плюс — под капотом становится просторнее, так как старый фильтр тонкой очистки вместе с кронштейном и шлангами снимается. При этом не забудьте надежно заглушить выходы шлангов.

Двухлетняя эксплуатация полнопоточной системы очистки масла на ГАЗ—21 подтвердила рациональность предлагаемой переделки.

масляный фильтр

После установки полнопоточного фильтра, возникает вопрос: какое количество необходимо налить в двигатель, чтобы сделать отметку на щупе min, и долить до max, и также сделать риску на щупе обозначив эти две величины?

MSW © 2006