Ходовая часть


Тормоза

Родная тормозная система обладает парой существенных недостатков. Во-первых, приходится прилагать изрядные усилия, чтобы затормозить (а поставить колеса на юз можно, пожалуй, только со страху), и во-вторых тормоза нужно регулярно регулировать. К счастью, обе проблемы были решены на ГАЗ-24, и самый простой способ от них избавиться раз и навсегда - установить рабочие цилиндры в сборе от 24-й вместо родных (а в принципе, пожалуй, достаточно только поршней с кольцами из них), и поставить вакуумный усилитель тормозов. Для усилителя места под капотом нашлось справа от двигателя. Если установлена головка блока и коллектор от ГАЗ-24, то во впускном коллекторе уже есть место для подсоединения шланга от усилителя.
Можно поставить разделитель тормозов. Я пристроил его на главный цилиндр. Если бы вместе с усилителем и разделителем подарили аварийный сигнализатор, то наверное пристроил бы и его куда-нибудь.
Результат превзошел все ожидания. Во время первой поездки с усилителем подъезжая к перекрестку и сосредоточившись на дорожной обстановке, я , как обычно загодя притиснул тормоза и чуть не улетел в лобовое стекло от неожиданного замедления. В общем, очень советую ;)

Колеса и шины

Несколько лет донашивал родные покрышки, и все это время оставался в неведении, насколько легче и приятнее управляется этот автомобиль на теперешних радиальных шинах. К тому же они ниже, а машина смотрится на меньших колесах более симпатично. Имеющийся в хозяйстве комплект дисков от ГАЗ-31029 (спасибо Эдику) дает возможность использовать резину и на 14. Правда, широкие диски так запросто не удалось поставить на старушку - наконечник рулевой тяги уперся в резину. Как выяснилось, проблему эту тоже уже решили самым примитивным способом - существуют специальные стальные шайбы в виде колец, которые одеваются на шпильки между диском и тормозным барабаном, отодвигая таким образом колесо от наконечника. Правда, приходится заменить шпильки на более длинные. Обидно, что с длинными шпильками уже не поставить родной диск без шайб - не хватает резьбы.

Задний мост

И с родными колесами постоянно хотелось включить четвертую передачу, ну а с маленькими машина совсем стала похожа на танк. Однако, вопрос довольно легко решается. Если не вру, передаточные числа заднего моста у ГАЗ-21 - 4,55; у ГАЗ-24 - 4,1; у ГАЗ-2410 - 3,9. Выбираем по-вкусу. Можно заменить мост в сборе, но тогда придется переваривать опоры под рессоры. Я сделал по-другому: вытащил главную пару из заднего моста 2410 и вставил в родной мост, который пришлось во время регулировки несколько раз собрать и разобрать, но в конце концов все получилось.

Пара слов по поводу вибраций
Меня длительное время беспокоили вибрации в машине, и в конце концов я решил проанализировать ситуацию, ну и по возможности как-то исправить. Потенциально источников вибраций не так уж и много, но определиться с их источником без достаточного опыта довольно трудно. При сборке машины на заводе некоторые узлы, способные вызвать вибрацию, балансируются в сборе. Если впоследствии узел разбирается, то, во избежание дисбаланса, необходимо сохранить взаимное расположение деталей. К сожалению, не было никакой уверенности, что в отношении моей старушки это правило соблюдалось. Следовательно, под подозрение попадали все балансируемые узлы.
Вибрации присутствовали при движении и увеличивались вместе с ростом скорости, начинаясь уже с 60 км/ч. Долгое время я не придавал этому значения. В то же время было смутное ощущение, что уровень вибраций непостоянен и меняется даже на протяжении одной поездки. Иногда во время движения по шоссе казалось, что машина идет как-то особенно плавно и спокойно, но после остановки и очередного разгона эта плавность куда-то исчезала. Вибрация была мелкой, и она исходила от всего кузова.
На поиск причины дискомфорта меня подтолкнуло изменение характера вибраций после замены резиновых втулок рессор. Дрожь стала усиливаться в районе 80-90 км/ч и пропадать после 95, причем это поведение было стабильным. То, что вибраций на большой скорости может не быть, определенно радовало, но то, что она сместилась в область обычной крейсерской скорости, явно мешало спокойно жить. Это не было связано с оборотами двигателя, т.к. при переходе на нейтралку характер вибраций принципиально не изменялся. Поэтому вариант с маховиком и сцеплением отпал.
Следующим подозреваемым был кардан. Поставив машину на два пенька и сняв задние колеса, я попробовал "разогнаться". Вибрации присутствовали, но ничего определенного сказать было нельзя. Дальше был снят задний кусок кардана и снова "разгон". Вибраций стало меньше. Уже что-то. Заодно выяснилось, что хвостовик заднего моста довольно заметно люфтит. В общем-то это не удивительно, ведь этот узел я не трогал наверное с тех пор, как собрал мост лет 15 назад. Более того, это было приятно, т.к. неисправность была налицо, и к тому же легко устранилась подтяжкой подшипников.
На снятом кардане с обеих концов были приварены балансировочные пластины, в шлицевом соединении имелся некоторый люфт. Каков его вклад в возникновение вибраций я не знаю, но чем меньше этот люфт, тем, понятное дело, лучше. В наличии имелась горка б/у-шных запчастей, из которых можно было собрать еще пару карданов. Оценив их состояние и сравнив со снятым, я решил заменить эту часть кардана на другую. Для этого нужно было переставить крестовины. Осмотр снятых крестовин показал, что уже вообще оправдана их замена - имелись отчетливые, хотя и неглубокие канавки от иголок. Впрочем, учитывая, что последнее их обслуживание проводилось опять же при замене моста, можно сказать они неплохо сохранились. Вобщем, другой кусок кардана был собран с новыми крестовинами и поставлен на машину.
"Заезд" на пнях обнаружил довольно сильную вибрацию в районе 50 км/ч. Однако хотелось все же испытать на ходу. Поставил колеса, снял с пеньков и поехал. Смешанные чувства. Вибрация возникала сначала на небольшой скорости, затем еще раз на 50 км/ч, после чего пропадала, и больше не появлялась. Можно сказать определенно, такого раньше не было. Вибрация отчетливая, с четко выраженным резонансом. Стало понятно, что мой старый кардан был неплохо отбалансирован. Однако сил на повторную разборку-сборку уже не осталось, да и вообще начало темнеть. Родилась крамольная мысль: а может вообще пока не трогать?...
На следующий день желание добить начатое дело обострилось, и, используя вновь приобретенный опыт и сноровку, всего часа через три я уже совершал новый тестовый заезд. Кстати, при осмотре передней части кардана, были обнаружены отсутствие одного из четырех болтов крепления его к барабану ручного тормоза, и ослабшая затяжка остальных трех. Пофиксил. Но главное, что результат позволил тут же забыть о нескольких часах ползания под машиной и около нее под накрапывающим дождем. Вибрации, без которых я кажется и не представлял свою машину, и с которыми, можно сказать, уже почти сроднился - исчезли. Более того, несильный вой заднего моста на 70 км/ч, который присутствовал изначально после его сборки, теперь тоже пропал.

Рессоры

Небольшая, но довольно удачная доработка - новые рессоры были смазаны и на них одеты куски пожарного рукава. Он прочный и не пропускает воду, а по диаметру в самый раз. Наверное рессоры там внутри замечательно себя чувствуют (по крайней мере, как они скрипят я с тех пор не слышал).

MSW © 2006