ГАЗ-21: улучшаем охлаждениеИсточник: журнал "За рулем", 2-1990

Установка "жигулевского" термостата требует изготовления дополнительных деталей и шлангов, что, к тому же, усиливает вероятность течи жидкости через соединения.

Улучшить работу системы охлаждения двигателя можно более простым способом - заменой штатного термостата ТС-6А (тип А) с жидким наполнителем другим, выпускаемым ныне ТС-109-017 с твердым наполнителем; осложнений здесь нет, поскольку они имеют одинаковые присоединительные размеры.

Включение а систему расширительного бачка, как в современных автомобилях, считаю обязательным, и вот почему. Бачок позволяет контролировать уровень жидкости, в нем конденсируются пары воды, выходящие из радиатора. Этим достигается минимальный расход антифриза, так как прежде всего испаряется вода, имеющая более низкую температуру кипения, чем основа антифриза - этиленгликоль. Отсутствие расширительного бачка диктует более низкий уровень жидкости в верхнем бачке радиатора - а это снижает эффективность работы системы.

К сказанному следует добавить, что зимой в средней, и тем более северной, полосе страны вентилятор системы охлаждения вообще не нужен. Мы эксплуатируем наш автомобиль с двигателем ГАЗ-21 летом с одной задней лопастью штатного вентилятора, а зимой вообще без него, получая к тому же и экономию топлива. Наиболее вероятной неприятной ситуацией при этом является буксование в снегу. Однако достаточно потереть снегом, как на терке, сердцевину радиатора и включить вентилятор отопитвля на большие обороты, как температура жидкости тут же снижается.

После регулировки прибора на начало открывания основного клапана ТС-109-017 при температуре плюс 86-92 градусов удалось достичь стабильного поддержания теплового режима на уровне 90 градусов по показаниям бортового указателя температуры жидкости даже при постоянно открытых створках жалюзи радиатора. Это подсказало возможность снять их, а зимние поездки подтвердили целесообразность проделанной работы.

Несколько слов о пуске двигателя при низких температурах. По нашим наблюдениям, двигатель ГАЗ-21 с карбюратором ДААЗ уверенно пускается до температуры минус 20-25 градусов при стоянке на открытом воздухе. В масло АС-8 в картере двигателя зимой добавляем 0,5 литра веретенного АУ (продается как жидкость для амортизаторов) и его же а объеме 0,1 литра дополнительно заливаем в рулевой механизм, что намного облегчает управление.

Для владельцев других автомобилей старых моделей сообщаем, что вместо термостатов с жидким наполнителем ныне выпускаются взаимозаменяемые термостаты с твердым наполнителем, имеющие такие обозначения: ТС-103-04 (для двигателей ЗМЗ - 3022.10), ТС-103-06 ("Москвич-408"); ТС-108-03 (УАЗ).

О. Шлумпер, г. Тула

MSW © 2006