Более десяти лет прошло после публикации заметки об использовании "жигулевского" термостата на "Волге" ГАЗ—21 ("Если ездишь зимой", 1976, № 12), но до сих пор ее автор В. ЛИСИЦКИИ из Коми АССР получает письма с просьбой рассказать об этом усовершенствовании более подробно. Прежнюю схему подключения термостата я конструктивно доработал, и хотя подсоединение несколько усложнилось, зато выглядит более компактным и совершенным. Суть ее понятна из рисунка. На токарном станке на боковой стенке корпуса выполняют отверстие с резьбой МЗЗХ1.5 и заворачивают в него, смазав предварительно эпоксидным уплотнителем, например эпоксидной шпаклевкой или клеем ЭПД с алюминиевой пудрой, штуцер 2 (резьба в соединении может быть от МЗЗ до М40). В "жигулевском" термостате отрезают нижний боковой патрубок и донышко (диаметром 45 мм). Сюда вставляют штуцер 4 и припаивают его снизу, а также к боковой стенке по отверстию, оставшемуся от патрубка. Предварительно, как положено, места пайки на деталях лудят, используя в качестве флюса канифоль или паяльную кислоту для "нержавейки". На верхний боковой патрубок термостата надевают кольцо, отрезанное от любого подходящего для этих целей шланга с внутренним диаметром 32 и наружным 45 мм, то есть таким же, как у входного патрубка водопомпы, а затем соединяют термостат и помпу имеющимся шлангом (с внутренним диаметром 45 мм). От нижнего (отводного) шланга радиатора "Волги" необходимо отрезать верхний изгиб и вставить в него термостат "жигулей" новым патрубком. Верхний патрубок термостата удобно соединить со штуцером 2 штатным "жигулевским" шлангом, имеющим изгиб под 90°. Все соединения со шлангами следует выполнять тщательно, полностью герметичными, чтобы исключить подтека-ние антифриза. Я, например, перед сборкой смазывал патрубки герметикой "Мягкая прокладка", который можно приобрести в автомобильных и хозяйственных магазинах в виде пасты в тюбиках. Десятилетний опыт эксплуатации системы охлаждения с новым термостатом полностью подтвердил ее преимущества. Температура двигателя в любой мороз поддерживается в пределах от 82 до 85° С. При морозе 15—20° С я, например, пробовал ездить даже с открытыми жалюзи радиатора, и температура не снижалась. Летом антифриз не сливаю — меньше хлопот. Расширительный бачок не устанавливал (по-моему, он необязателен) — нужно лишь посматривать за уровнем антифриза в верхнем бачке радиатора. Разумеется, штатный, "волговский" термостат необходимо удалить. Конечно, для успешной эксплуатации автомобиля с антифризом зимой желателен теплый гараж или специальное устройство для подогрева двигателя перед пуском после длительной стоянки, так как сливать, нагревать и вновь заливать антифриз — процедура не из приятных, а пустить замерзший двигатель ГАЗ—21 без подогрева не всегда удается. |
||||
MSW © 2006 | ||||