"Волга" станет теплееИсточник: журнал "За рулем", 12-1985

Среди автомобилей-долгожителей "Волге" ГАЗ-21 принадлежит, пожалуй, наиболее заметное место. Это надежная и крепкая машина, однако зимой в ней, по современным меркам, недостаточно тепло. Автолюбитель А. КУЗНЕЦОВ из Красноярска за многолетнюю круглогодичную эксплуатацию "Волги" полностью изучил ее конструкцию и нашел способ значительно повысить эффективность работы системы отопления.

Любая автомобильная система отопления имеет три главных элемента: теплообменник, где тепло горячей жидкости передается воздуху, устройство для подачи холодного наружного воздуха к теплообменнику и устройство для распределения нагретого воздуха внутри салона. Требования к каждому из них просты и по сути своей одинаковы. И воздух и горячая жидкость должны полностью заполнять предназначенные им полости и беспрепятственно протекать через них.

Модернизацию отопителя начинаем с переделки радиатора. На ГАЗ-21 он устроен таким образом: в левый бачок через один патрубок поступает горячая жидкость из рубашки системы охлаждения двигателя. По трубкам половины радиатора жидкость протекает в правый бачок; развернувшись, поток по второй половине пакета трубок возвращается в левый бачок и через второй патрубок вытекает из отопителя. В левом бачке встречные потоки жидкости разделены перегородкой. Но эта деталь при сборке неплотно прилегает к опорной пластине внутри бачка, и потоки жидкости оказываются практически неразделенными. Вода или антифриз, едва попав в бачок через входной патрубок, тут же вытекают через выходной, минуя трубки радиатора.

Модернизация печки ГАЗ-21

Чтобы исправить положение, подавать жидкость следует в оба патрубка на левом бачке радиатора, а забирать ее - через дополнительно впаянный в верхний угол правого бачка, как показано на рис. 1. Этот выходной патрубок надо сделать несколько большим по диаметру, чем любой из входных. Для подвода жидкости по одному шлангу к двум патрубкам радиатора можно сделать тройник и оставить забор горячей воды в одном месте - от головки цилиндров. Но возможен и, по моему опыту, эффективен другой вариант - во второй патрубок подавать жидкость из блока цилиндров через краник для ее слива.

Чтобы отток жидкости из радиатора отопителя был постоянным и энергичным, я устроил выход ее в шланг, соединяющий радиатор системы охлаждения с водяным насосом. Для этого в сред-ней части разрезал толстый шланг и вставил в него самостоятельно изготовленный по месту тройник (рис. 2), к которому присоединил тонкий шланг от "печки". Если же смириться с некоторым уменьшением потока вытекающей из отопителя жидкости, то можно сохранить и прежний выход ее в штуцер на самом водяном насосе.

Разумеется, все новые соединения трубопроводов, по которым течет горячая жидкость, надо надежно закрепить хомутами. Следующий этап - улучшение условий для подачи воздуха к отопителю и от него в салон. Первое что полезно сделать - снять крышку и сетку с люка наружного забора воздуха и срубить пластину, стоящую поперек в середине ниши. Здесь следует оставить только кронштейн для тросика, управляющего положением крышки воздухозаборного люка.

Далее снимаем нижнюю декоративную рамку у лобового стекла и удаляем в ней перемычки между отверстиями для выхода воздуха, объединяя таким образом по три-четыре отверстия. Отгибаем в сторону салона кронштейны крепления рамки и укрепляем декоративную рамку так, чтобы она отстояла от стекла на 2-2,6 см. Конечно, можно и совсем не ставить рамку, хотя бы на зиму, но от этого несколько пострадает внешний вид панели.

Перечисленных изменений в моем автомобиле оказалось достаточно, чтобы в морозную зиму салон прогревался не хуже, чем у "жигулей". Даже при заполнении системы охлаждения водой не было случая, когда бы она замерзла.

Готовя к публикация предложение А. Кузнецова, мы попросили специалистов горьковского автозавода высказать мнение о возможности перечисленных изменений в конструкции системы отопления "Волги" ГАЗ-21. Заключение конструкторов однозначно: все, о чем рассказал автор, действительно полезно, и в эксплуатации машин, давно снятых с производства, целесообразно использовать опыт сибирского автолюбителя.

MSW © 2006