Новый карбюратор для "Волги"Источник: журнал "За рулем", 10-1966

Сегодня мы проводим выездное заседание на Ленинградском карбюраторном заводе. Здесь начинают свою жизнь сложные приборы, приготовляющие горючую смесь для «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». С рассказом о новом карбюраторе для «Волги» выступают инженеры-конструкторы В. М. БЛАТ и И. С. ХОДОС.
Автолюбители, которые хотели бы «омолодить» двигатели своих машин, могут найти карбюратор К-124 в автомобильных магазинах.

С каждым годом совершенней становятся наши автомобили, надежнее работают их двигатели. Изо дня в день конструкторы ищут новые решения.

Водителям хорошо известно, какое большое значение для нормальной работы двигателя имеет удачная конструкция карбюратора. Совсем недавно вместо К-22И конструкторы предложили для «Волги» новую модель - К-124. За этим названием иная схема, другое конструктивное решение.

Карбюратор К-124, сошедший с конвейера Ленинградского карбюраторного завода, имеет ряд преимуществ по сравнению со своим предшественником. Это относится как к самой конструкции, так и к области эксплуатации. К-124 не имеет диффузора переменного сечения и съемного распылителя с прокладкой. В процессе работы карбюратора К-22И засмаливались и теряли эластичность пластины диффузора. Новая конструкция свободна от этого недостатка. В К-124 вы уже не найдете приносившей немало хлопот водителям иглы главного жиклера. Надежнее работает топливный клапан. Иглу его стали делать из лучшего материала. Она, как и направляющая седла клапана, удлинена.

Очень важно то, что новый карбюратор экономичнее прежних и обеспечивает нормальную работу двигателя в самых сложных дорожных условиях.

Много внимания уделили конструкторы и удобству эксплуатации.

Как устроен и как работает карбюратор К-124? Он вертикальный, двухдиффузорный, с падающим потоком, поплавковая камера балансированная.

Схема карбюратора К-124
Рис. 1. Схема карбюратора К-124: 1 - топливный фильтр; 2 - топливный клапан; 3 - смотровое стекло; 4 - поплавок; 5 - язычок поплавка; 6 - главный топливный жиклер; 7 - канал; 8 - топливный жиклер холостого хода; 9 - канал; 10 - регулировочный винт; 11 - эмульсионный жиклер; 12 - эмульсионный колодец; 13 - эмульсионная трубка; 14 - шариковый клапан; 15 - канал; 16 – клапан; 17 - канал; 18 - шток клапана экономайзера; 19 - перепускной клапан; 20 - распылитель ускорительного насоса; 21 – распылитель главной системы; 22 - воздушная заслонка; 23 - канал; 24 - распылитель экономайзера; 25 – пробка; 26 - жиклер экономайзера; 27 - главный воздушный жиклер; 28 - канал; 29 - воздушный жиклер холостого хода.

Через топливный фильтр 1 (рис. 1) и клапан 2 бензин поступает в поплавковую камеру. На передней стенке ее имеется смотровое стекло 3, через которое можно следить за уровнем топлива, поддерживаемым поплавком 4. Далее бензин проходит через главный топливный жиклер 6 и заполняет эмульсионный колодец 12 и канал 7, в котором расположены топливный 8 и воздушный 29 жиклеры холостого хода.

При пуске двигателя и работе на малых оборотах холостого хода создается разрежение под дроссельной заслонкой смесительной камеры и в каналах 9 и 7. В результате бензин по этим каналам поднимается вверх и эмульсируется воздухом, который поступает через воздушный жиклер 29 из канала 28. Через отверстие под винт 10 смесь проходит в цилиндры, дополнительно перемешиваясь с воздухом, поступающим из верхнего эмульсионного отверстия над дроссельной заслонкой. Размер и положение верхнего эмульсионного отверстия подобраны так, чтобы обеспечивалось своевременное вступление в работу главной дозирующей системы при открытии дроссельной заслонки.

Когда двигатель работает на малых оборотах холостого хода, малый и большой диффузоры пропускают немного воздуха. По мере того как дроссельная заслонка открывается, разрежение под ней уменьшается и работа системы холостого хода заканчивается. В то же время в распылителе главной дозирующей системы разрежение увеличивается, так как количество воздуха, проходящего через малый и большой диффузоры, возрастает. Разрежение распространяется по каналу 23 и через прорезь пробки 25 передается в канал эмульсионной трубки 13. Топливо по ней из колодца 12 попадает в малый диффузор. Здесь оно распыляется воздушным потоком и, смешиваясь с воздухом, образует горючую смесь, которая идет в цилиндры. Под действием разрежения в эмульсионный колодец поступает также воздух, проходящий по каналу 28 через жиклер 27. Благодаря этому поддерживается необходимый состав смеси.

Когда же двигатель выходит на полную мощность и для его работы нужна обогащенная смесь, вступает в действие экономайзерное устройство. Дроссельная заслонка открыта полностью. В это время шток 18 привода клапана экономайзера нажимает на клапан 10. Из поплавковой камеры через этот клапан, канал 15 и жиклер 26 дополнительно топливо поступает в распылитель 24. Так достигается необходимое обогащение смеси. А ускорительный насос предотвращает мгновенное обеднение смеси, когда резко открывают дроссельную заслонку. Если она закрыта, поршень насоса находится в верхнем положении, а пространство под ним заполнено топливом, поступающим по каналу 17 через шариковый клапан 14. Когда же резко открывают дроссельную заслонку, поршень опускается вниз и шариковый клапан закрывается. Топливо под давлением поршня приподнимает перепускной клапан 19 и через распылитель 20 ускорительного насоса впрыскивается в воздушный поток, предотвращая обеднение смеси.

Нормальная работа карбюратора — залог экономичной работы двигателя. На многих моделях довольно сложно определить, каков уровень топлива в поплавковой камере. Между тем он должен быть строго определенным — уровень выше допустимого приведет к обогащению смеси, ниже — к обеднению.

В новом карбюраторе есть смотровое окно, а в нем указатель. Нормальным считается уровень между верхней и нижней кромками этого указателя. Проверяют его, установив автомобиль на горизонтальную площадку. Двигатель в это время не должен работать.

Поплавок карбюратора К-124
Рис. 2. Поплавок: 1 - поплавок; 2 - язычок для установки уровня; 3 - ограничитель хода поплавка; 4 - пружина; 5 - ось поплавка; 6 - корпус клапана подачи топлива; 7 - крышка карбюратора; 8 - игла клапана подачи топлива.

Если уровень топлива выше или ниже нормы, нужна регулировка. Расстояние верхней части поплавка от крышки должно составлять 40,5±0,5 мм. Более точную подгонку производят, подгибая язычок 2 (рис. 2). Ход иглы клапана подачи топлива должен составлять 2— 2,5 мм. Подгибая ограничитель 3, добиваются требуемого хода иглы. Надо следить, чтобы пружина 4 легко, без заеданий перемещалась вдоль оси иглы 8 клапана. Конец ее на 1,1—1,2 мм должен отстоять от торца иглы клапана.

Чистота жиклеров тоже в значительной степени влияет на работу прибора. От размеров их калиброванных отверстий зависит состав смеси, а следовательно, и экономичность двигателя. В карбюраторе К-124 к любому из основных жиклеров доступ облегчен. Ни снимать, ни разбирать его нет необходимости.

Очень важно в процессе эксплуатации следить за чистотой воздушных жиклеров. Они в большей степени подвержены засмолению. А когда воздушные жиклеры засмолены, расход топлива резко возрастает.

Прочищать их необходимо через 9-10 тысяч километров пробега автомобиля. Промывают их, как правило, керосином. Если же жиклеры очень сильно засмолены, можно прибегнуть к помощи ацетона или растворителя. Это, конечно, не относится к деталям, которые изготовлены из пластмассы и резины. Их промывать ацетоном нельзя. Промытые детали продувают сжатым воздухом.

Только резьбой отличается топливный жиклер главной системы от такого же жиклера холостого хода. В первом случае это резьба М6х1, во втором — М6х0,75. При сборке поэтому надо следить, чтобы каждый был поставлен на свое место. Больших усилий для установки жиклеров в свои гнезда не требуется. Разбирая и собирая карбюратор, важно следить, чтобы не повредить прокладки между крышкой и корпусом поплавковой камеры.

Не лишне, на наш взгляд, еще раз напомнить, что от правильной регулировки карбюратора при работе двигателя на малых оборотах холостого хода зависит его экономичность. Регулируют карбюратор на полностью прогретом двигателе винтом упора дроссельной заслонки и винтом холостого хода.

В карбюраторе К-124 регулируется и производительность ускорительного насоса. На стержне поршня насоса имеются три проточки, в одну из которых вставлен пружинный замок. Чтобы увеличить производительность, замок переставляют на нижнюю проточку. И конечно, надо в процессе эксплуатации проверять крепление воздушного фильтра и его кронштейна, герметичность соединений, пробок и заглушек, удалять отстой из поплавковой камеры. Следить, чтобы винты крепления крышки поплавковой камеры были хорошо затянуты.

Прибор будет служить верой и правдой. Он полностью взаимозаменяем с карбюраторами старой конструкции, которые устанавливались раньше на «Волге». Свыше ста тысяч километров «пробежит» она с новым карбюратором.

MSW © 2006