Автомобиль оборудован щитком приборов КП21-В, на котором помещены амперметр, указатель уровня топлива, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе, указатель давления в системе смазки двигателя, контрольная лампа включения указателей поворота. Отдельно установлена контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. АМПЕРМЕТР Амперметр показывает силу зарядного или разрядного тока в цепи аккумуляторной батареи. Является магнитно-электрическим прибором. Ток, проходя по токоведущей шине 6, создает вокруг нее магнитное поле. Направление и сила поля зависят от направления и силы тока, протекающего по шине. В стрелке 2 амперметра установлен постоянный магнит 4, который, взаимодействуя с магнитным полем шины, поворачивает стрелку в ту или другую сторону и на разные углы в зависимости от направления и величины магнитного поля шины. УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА Прибор — электромагнитного типа. Состоит из указателя и датчика. Датчик представляет собой переменное сопротивление (реостат) 28, установленное в топливном баке. Величина сопротивления изменяется в зависимости от положения рычага с поплавком 21, а положение поплавка зависит от количества топлива в баке. Указатель состоит из двух электромагнитов 29, расположенных под углом 90 друг к другу. Под электромагнитами установлена стрелка. Электромагниты и реостат включены так, что при пустом баке сопротивление реостата равно 0 и правая катушка получается отключенной. Стрелка притягивается к левой катушке, указывая на деление 0. При полном топливном баке поплавок всплывает и полностью включает сопротивление. Оба электромагнита притягивают стрелку. При этом правый электромагнит притягивает стрелку сильнее за счет наличия у него специального магнитопровода. В результате стрелка устанавливается на деление П. При частичном заполнении бака включается часть сопротивления датчика и стрелка устанавливается на промежуточных делениях. СПИДОМЕТР Спидометр состоит из стрелочного указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути. Механизм указателя скорости состоит из постоянного магнита 4, закрепленного на приводном валике 19, и алюминиевой картушки 20, установленной на оси 5. На верхнем конце оси насажена стрелка 2, а в средней части напрессована втулка с возвратной пружиной 23. Ось 5 свободно вращается в двух подшипниках. КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ В РАДИАТОРЕ Дополнительно к указателю температуры охлаждающей жидкости в двигателе автомобиль снабжен контрольной лампой температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Датчик типа ММ7-Т, который помещен в верхнем бачке радиатора, автоматически включает контрольную лампу приборов, когда температура воды (или другой охлаждающей жидкости) достигает 105–1080С. На свободном конце биметаллической пластинки 12, противоположный конец которой неподвижен, но изолирован электрически от «массы» автомобиля, помещен контакт. Второй контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с «массой» автомобиля. Пока температура охлаждающей жидкости в радиаторе не поднимается до установленного предела, контакты остаются разомкнутыми и контрольная лампа выключена. Активный слой биметаллической пластинки расположен со стороны, противоположной контакту. Поэтому по мере повышения температуры биметаллическая пластинка деформируется таким образом, что контакты сближаются. По достижении температуры, на которую отрегулирован датчик, контакты замкнутся и контрольная лампа, включенная последовательно в цепь, загорится. При снижении температуры происходит обратное явление и лампа гаснет. УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ В ДВИГАТЕЛЕ Прибор — электротеплового типа. Состоит из указателя, расположенного в щитке, и датчика, установленного в корпусе водяного насоса. В указателе имеется биметаллическая пластина с обмоткой. Стрелка указателя связана с биметаллической пластиной. Датчик также имеет биметаллическую пластину с обмоткой. На конце биметаллической пластины датчика установлен контакт. УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ Для контроля давления масла в двигателе применяется электротепловой прибор, состоящий из указателя и датчика. Указатель расположен в щитке, а датчик установлен в переднем торце блока цилиндров. Указатель давления масла работает аналогично указателю температуры охлаждающей жидкости. Время замкнутого состояния контактов датчика, а следовательно, и ток в цепи обмоток изменяются в зависимости от положения диафрагмы, а ее положение зависит от давления масла. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИБОРОВ Ежедневно перед выездом необходимо проверить работу приборов. Периодически следует проверять правильность показаний приборов с помощью эталонных приборов. |
||||||||
MSW © 2006 | ||||||||