Ремонт механизма указателей поворотаИсточник: журнал "За рулем", 5-1971

рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8
рис.9
рис.10
рис.11

Каждому водителю ясно, насколько важна правильная работа указателей поворота современного быстроходного легкового автомобиля. Но как же быть, когда этот маленький механизм выходит из строя? Правильно собрать и отрегулировать указатели поворота «Волги» не так уж просто. Даже не на всех станциях обслуживания, если верить письму нашего читателя А. Соколовского из г. Рыбинска, берутся за эту операцию.
Цель настоящей статьи - помочь вам заменить сломанные пружины механизма переключателя ГАЗ-21 (наиболее вероятная причина его отказа), предостеречь от неправильных действий при разборке и сборке. Слово - инженеру-автомобилисту В. Е. ТАБАКОВУ.

Механизм расположен под рулевым колесом. Сначала надо снять декоративную крышку. Для этого, слегка нажал на нее и повернув вправо, освободите три уса, которыми она удерживается (фото 1). Теперь очередь кольца включателя сигналов. Удерживая кольцо сверху левой рукой (2), осторожно, чтобы в последний момент пружина не вытолкнула и не разбросала все детали, выверните три винта. Конечно, прежде чем приступить к разборке, вы сняли «массовый» провод аккумулятора или вынули предохранитель цели - вставку № 1 (иначе сигнал будет срабатывать от любого прикосновения). Еще одна операция перед демонтажем рулевого колеса: выньте провод сигналов (3), отсоединив его вначале от реле включения и сжав пассатижами или отпаяв наконечник. Последнее необходимо для облегчения сборки после ремонта.

Гайку, которой крепится рулевое колесо, удобнее всего отвернуть торцевым ключом на 24. Если у вас его нет, можно воспользоваться изогнутым ключом для масляного фильтра.

Перед дальнейшими действиями заметьте положение колеса ка валу, это поможет при сборке правильно поставить среднюю спицу.

Чтобы снять рулевое колесо, нужно специальное приспособление. Это — стальная пластина толщиной 10-12 мм, шириной 25-30 мм и длиной около 50 мм. В ней следует просверлить два отверстия диаметром 9-10 мм. Между центрами отверстий - 32 мм. Вам понадобится также два болта М8. Как пользоваться съемником, показано на фото 4. Сняв рулевое колесо, отворачиваем ручку рычажка указателей поворота и снимаем пластмассовую втулку (5) с носика переключающей пластины. Сама пластина и ряд деталей механизма переключателя удерживаются двумя винтами. Отвернув их, можно вынимать эти детали. Внимание: весь узел надо, вынув, тут же перевернуть и положить на стол (фото 6 и 7). Вынув шплинт из оси пластины переключателя, снимаем ограничитель и, наконец, мы у цели — можно извлечь сломанные пружины. У ГАЗ-21 первых выпусков ось имела выточки, в которые они входили. Если и на вашей машине такая конструкция, советуем заменить ее более современной - поставить вместо оси штифт с двумя отверстиями для шплинтов и две шайбы.

Для того чтобы сделать новые пружины, возьмите пассатижи, круглогубцы и сталистую проволоку диаметром 1 мм. Сначала отогните пассатижами (по размеру старой пружины) первый усик, зажмите проволоку круглогубцами (на расстоянии чуть больше ширины губок пассатижей от усика) и, загибая ее вокруг одной губки (8) и все время перехватывая круглогубцами, сверните в кольцо. Затем на расстоянии ширины губок пассатижей отгибаем второй усик (9). Можно сделать пружины из двух больших английских булавок. Для этого откусите у них головки и отогните усики. Натяжение самодельных пружин следует проверить, оттягивая ограничитель (так, чтобы между ним и краем переключателя образовалась щель) и отпуская его. Ограничительная пластинка должна встать на место. При необходимости разведите или подогните усики пружин, добиваясь нужного усилия.

Сборка проводится в обратной последовательности. При этом надо не упустить из виду три «пустяка», которые потом могут доставить немало хлопот.

«Пустяк» № 1: перед установкой переключающей пластины поводок (штырек) подвижного изолятора переключателя установите точно посередине (10), иначе пластина не сядет на место.

«Пустяк» № 2: перед окончательной затяжкой двух винтов, удерживающих механизм, установите пластинчатую пружину (11) так, чтобы стопорное углубление ее отгиба своим вырезом фиксировало носик переключающей пластины точно в середине бокового окна переключателя; если ход в разные стороны окажется различным, переключатель не будет хорошо фиксироваться, нарушится автоматическое выключение указателей и работа стоп-сигнала.

«Пустяк» № 3: подгибанием пластинчатой пружины установите силу, с которой она фиксирует переключающую пластину; добейтесь, чтобы механизм не только хорошо фиксировался, но и четко выключался.

Опасности позади. Ставим пружину малого диаметра и по метке надеваем рулевое колесо, не забывая установить под его гайку чашку (с тремя ушками), к которой крепится кольцо включателя сигнала. При затягивании этой гайки надо придерживать чашку, добиваясь, чтобы резьбовое отверстие п ее нижнем ушке лежало на продолжении оси нижней спицы руля, иначе спицы кольцевого включателя сигнала окажутся сдвинутыми по отношению к спицам рулевого колеса. Для верности можно вначале чуть повернуть чашку против кода затяжки. На последних градусах поворота гайки чашка станет как нужно. Если при случайной перетяжке лопнут пластмассовые фигурные втулки - можно применить любые из изолирующего материала и установить плоские шайбы.

Провод сигнала вставляется просто: сначала выправляем в руках изгибы, а вставляя, одновременно поворачиваем вокруг оси; чуть приподнимаем и снова легко толкаем вниз — он быстро пройдет.

Кстати, если замечено нечеткое действие звукового сигнала, пользуясь случаем, можно снять контактное плоское кольцо (тоже три винта) и зачистить его.

Редакция благодарит начальника Московской станции технического обслуживания автомобилей № 7 В. Дзержковича н электрика В. Судоплатова, оказавших содействие в подготовке этого материала.

MSW © 2006